Звезда магов, Татаров Н.М.

By myroot

Эмоциональные обращения между 7 ролями описываются схемой, именуемой «звезда магов» . Символы семиконечной «звезды магов» соединены 21 направленной связью. Каждой «стрелочке» — направленной связи в «звезде магов» (каждому чувству) — соответствует своя карта старшего аркана ТАРО.

Некоторые роли «звезды магов» создают устойчивые пары, связанные встречными эмоциями. Другие роли связаны лишь односторонними эмоциональными обращениями. Двусторонние отношения ролей отражены осями «звезды магов». Их можно получить, если нарисовать, не отрывая руки, семиконечную звезду из 7 линий, а по вершинам разместить символы семи чакр-планет. Каждая линия отражает два разных чувства — два обращения от роли к роли. Всего 7×2=14 встречных чувств.


Безответные чувства можно получить, если соединить еще 7 линиями вершины семиконечной звезды в семигранник по окружности, по ходу часовой стрелки. Направление безответных чувств по периметру семигранника показывает стрелочка символа Марса. Она направлена от к . В итоге полный набор чувств, эмоций и настроений состоит из 14 встречных и 7 безответных эмоциональных обращений между ролями.

Каждое чувство можно записывать как пару ролей со стрелочкой между ними: первый символ записи указывает, от какой роли идет эмоциональное обращение, второй — к какой. Например, чувство гордости и достоинства можно записать как . Такое обозначение чувств называется ролевой записью. Также чувства можно обозначать картами старшего аркана ТАРО, например: чувство гордости обозначается картой «Колесница». Ролевая запись удобнее записи ТАРО при изучении теории чувств, но карты ТАРО позволяют надежнее сохранить герметизм, поскольку скрывают схему «звезды магов». Поэтому начинающие чаще пользуются ролевой записью чувств, а искушенные — записью ТАРО.

«Звезда магов» (или, что то же самое, старший аркан ТАРО) -это азбука психологии. В психологии звезда магов выполняет ту же роль, что таблица умножения в арифметике. Звезду магов, как и таблицу умножения, надо один раз выучить и затем всю жизнь пользоваться.

Ролевая таблица чувств.

Роль Чувство Ролевая запись чувства
Герой Вдохновение, азарт, кураж, драйв
Скука, хандра
Нежность, жалость, ласка
Шкурник Жадность, алчность, вожделение
Недоверие, подозрительность
Озабоченность, тревога
Простак Недоумение, растерянность, озадаченность
Дружба, верность
Неприятие, обида
Злодей Твёрдость, уверенность
Гнев, злоба, ненависть
Серьёзность, сосредоточенность
Кумир Превосходство, гордость
Радость, смех
Благодушие, умиротворение
Хитрец Неловкость, неуверенность
Стыд, срам, позор
Брезгливость, омерзение
Жертва Восхищение (возвышенное чувство)
Ужас, страх
Грусть, уныние, скорбь, печаль

Изучая взаимоотношения в коллективе, необходимо различать доминанту характера и занимаемую роль. Доминанта характера может не соответствовать выполняемой в данный момент роли в данном коллективе. Доминанта характера проявляется лишь в стремлении занять соответствующую роль и переживать исходящие от этой роли чувства.

Кроме того, надо также различать устойчивое (стабильное) и неустойчивое (нестабильное) состояния отношений. Отношения людей в коллективе всегда стремятся к устойчивому, стабильному состоянию.

Стабильное состояние отношений между двумя людьми возникает, когда одновременно выполнены 2 условия:

  • Люди заняли роли, связанные двусторонними, встречными чувствами (от каждой из этих ролей к другой есть чувство);

  • Роли соответствуют главным доминантам характера обоих людей.

Нестабильное состояние отношений возникает в 3 случаях:

  • Занимаемые роли не связаны чувствами;

  • Роли связаны односторонним чувством;

  • Хотя бы одна роль не соответствует доминанте характера одного из людей.

При общении люди переживают разные чувства и перескакивают с роли на роль. Переживание каждого чувства означает занятие той роли, от которой исходит это чувство.

Переход к другой роли проявляется в переходе к другим чувствам, к другим эмоциям, к другому настроению, связанному с другой ролью. Однако, люди легче и быстрее переходят от одних чувств к другим, когда эти чувства связаны с одной и той же ролью, т. е. люди стремятся не менять роль.

Семиконечная «звезда магов» описывает эмоциональные обращения НЕ между людьми в коллективе, а только МЕЖДУ текущими РОЛЯМИ.

Отношения людей меняются, когда они переходят на другие роли. Так, говорят: «Милые бранятся — только тешатся». Это означает, что на одних ролях они бранятся, а на других — снова милые.

Не надо забывать, что мир дан человеку в образах, понятиях и представлениях. Отключение рассудка немедленно приводит к исчезновению всех чувств и ощущений. Когда человек теряет сознание, для него пропадает вся картина мира. Когда вкалывают наркоз, у человека пропадают все ощущения, он не чувствует боли и не переживает никаких чувств. Боль, вкус, запах, краски мира и эмоции приходят, лишь когда включается рассудок и к человеку возвращается сознание.

Чувства всегда адресованы не человеку, а роли, образу, конкретной ситуации, некоторому представлению или воспоминанию.

Поэтому, разбирая механизм чувств, надо сопоставлять «звезду магов» каждому из действующих лиц. Обращение к другому человеку с некоторым чувством означает предложение ему занять роль, к которой адресовано чувство. Например, один человек говорит другому: «Эй, ты, козел В этом случае чувство, с которым идет обращение, — это чувство собственного превосходства; тот, кто обращается, претендует на роль Кумира, а другому предлагает занять роль Жертвы-Поклонника.

Обращение к некоторому образу с некоторым чувством означает предложение другому человеку пережить такое же чувство к этому образу.

Например, когда поп в церкви падает на колени и с чувством благоговейного умиления говорит: «Помолимся и восславим Господа Бога нашего…» он, обращаясь к образу Бога, сам занимает роль Жертвы-Поклонника  и всем окружающим предлагает занять ту же роль Поклонника. На этом основан механизм со-переживания и со-чувствия, в этих случаях иногда говорят: «Поставь себя на мое место».

Действия и эмоции — это связанные между собой, но разные вещи. Манерами, интонациями, жестами, мимикой, словами люди лишь подчеркивают свои чувства и эмоции.

За каждым действием стоит эмоциональное состояние.

Однако мир чувств, настроений и эмоциональных переживаний — это лишь одна из подсистем приводного механизма, побуждающего людей к действиям. Поэтому для понимания этого механизма надо различать:

  • Переживаемые чувства и эмоции.

  • Привлекаемые при этом образы, понятия и представления.

  • Совершаемые в итоге действия и поступки.

Люди действуют, исходя из привлекаемых образов, под воздействием переживаемых чувств. Однако, переживая одни и те же чувства, люди могут привлекать разные образы, понятия и представления, а по отношению к одним и тем же образам переживать разные чувства.

В общении имеет большое значение не только то, ЧТО делает человек, не только сам поступок, но и то, КАК он это делает, с каким чувством и в каком эмоциональном состоянии. Так, деньги можно просто отдать, можно при этом почтительно поклониться, а можно швырнуть деньги в лицо — все это имеет непосредственное значение для отношений.

Психология изучает только одну из подсистем механизма побудительных мотивов к действию — мир эмоциональных позывов. Талейран говорил: «Бойтесь первого движения души…». Базовый набор первичных чувств — это и есть те самые «первые движения души», искренние порывы, из которых складываются эмоциональные переживания.

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

Организм каждого человека управляется 7 системами, и потому каждому знакомы все 7 ролей. В каждом живут все 7 характеров, но у каждого человека разное соотношение этих 7 «Я». Поэтому наряду с главной, первой доминантой характера можно выделить также вторую, третью, четвертую и т. д.

Эмоциональные позывы к действиям удобно рассматривать на примере людей с монохарактером, когда одна из систем организма развита намного больше других — доминирует абсолютно. Люди с монохарактером стремятся надолго задержаться на любимой ими роли, а если сходят с нее, то быстро к ней возвращаются. Пребывая на своей роли, такие люди ярко раскрывают суть характера и «бытовой философии», поскольку доминанта характера определяет направление создания дерева первичных понятий и излюбленный стиль действий.

Следует заметить, что характеры людей меняются медленно и монохарактер может быть выработан лишь в условиях полной изоляции семи человек от общества с самого их рождения, например, на необитаемом острове или в глухом лесу. Только тогда Белоснежка встретит 7 гномов, где каждый со своим характером, Спящая царевна увидит 7 богатырей, Волк познакомится с 7 козлятами и т. д. и т. п. Природа заложила в коллектив стремление к распределению обязанностей по 7 ролям, но достигается это лишь в пределе.

Мужчинам и женщинам одинаково известен и доступен весь спектр эмоций и переживаний. Нет исключительно мужских или женских чувств, но есть представления морали, которые указывают, какие чувства достойны «настоящих мужчин», а какие должны быть свойственны только «слабым женщинам». Под давлением общественного мнения многие скрывают свои истинные переживания.

Не только окружающий мир, но и сам себе человек дан в образах, понятиях и представлениях. У каждого человека есть две легенды, два представления о себе. Одна легенда о себе предназначена для себя, а вторая — для других. Иногда эти легенды совпадают, но редко бывают близки к действительности.

Себя надо знать. Древние говорили: «Познай самого себя и ты познаешь мир». Чтобы познать мир, надо открыть в себе 7 характеров, 7 своих «Я» и найти у себя все 21 чувство. Лишь тогда станут понятны переживания, характеры, помыслы и поступки других людей. Тогда станет ясен механизм отношений и направление движения общества.

Базовый набор чувств у всех людей один и тот же. Он всем знаком, роли и характеры легко узнаваемы, оттого их так легко пародировать и изображать на эстраде, в кино и театре, описывать в романах и рассказах, воспевать в песнях и одах. Познать великолепную семерку ролей и характеров — значит познать мир людей, мир чувств и переживаний, значит снять 7 печатей и полистать «книгу, написанную внутри и отвне».