ЛОВЛЯ НА «ДОРОЖКУ»

By Mechel

M-r63Вполне очевидно, что такой почтен­ный по возрасту способ ловли рыбы на движущуюся приманку, как «дорож­ка», сейчас переживает второе рожде­ние. В конкуренции со спиннингом, этой изящной, мобильной и техничес­ки безукоризненной снастью, «дорож­ка», или, как ее на западный манер именуют, «троллинг», вобрала в себя лучшие элементы оснащения и пре­вратилась из «попутного» метода лов­ли хищной рыбы в совершенно само­стоятельный и подчас чрезвычайно результативный.

«А не распустить ли «дорожку»?» — наверное, такой вопрос задавали и за­дают себе большинство любителей ры­балки, добираясь на лодке по обшир­ному водохранилищу или озеру к за­ветному месту ловли. И неважно, чем запланировано заниматься по прибы­тии — гонять ли кружки, «пробивать» бровку спиннингом в поисках судака и щуки, ловить ли поплавочной удочкой на кормленой «точке», — очень заман­чиво попутно «зацепить» пару-тройку окуней, а если повезет, и что-нибудь посолидней. Может быть, поэтому не­серьезное отношение к «дорожке» — вполне самостоятельному и интерес­ному виду русской рыбалки — еще бытует среди многих рыболовов. А между тем российское рыболовное законодательство отнюдь не случайно ввело в свое время полный или частичный запрет на применение «дорож­ки» как любительской снасти в некото­рых регионах страны: уловы «доро-жечников» в иных местах реально со­поставимы с добычей промысловиков. Чрезвычайно популярной «дорожка» остается у местных рыболовов, живу­щих у крупных водоемов, таких, как озера Селигер, Ильмень, Онежское, водохранилища Волжского бассейна. И это пристрастие обусловлено не столько относительной простотой сна­сти и техникой ловли (отрадно отме­тить, что и в отдаленных уголках Рос­сии сейчас можно встретить местных рыболовов, очень достойно экипиро­ванных), сколько тем не до конца объяснимым обстоятельством, что на «дорожку» ловится более крупная рыба. Если окунь, то «горбач» от 1 до 2,5 кг и больше, щука «зашкаливает» за 12 кг, да и судак под стать — не редки экземпляры по 5—7 кг.

Неоспоримые преимущества. Две основные составляющие «дорожки» — широкая возможность поиска стоянок рыбы и допустимость применения очень крупных приманок — делают этот метод ловли подчас единственно приемлемым для трофейной рыбалки. На бескрайней водной глади больших озер и водохранилищ отыскать под­водный бугор или косу пробными за­бросами спиннингом почти нереально. Хорошо, если есть судоходные знаки: бакены, вехи, створы, обозначающие фарватер или банки, а если их нет? Ведь не станешь же бросать якорь че­рез каждые 100 м, дабы «веером» про­щупать дно. А распустив «дорожку» за кормой ни шатко ни валко идущей лодки, есть реальная возможность «за­цепить» подводную возвышенность, где, как известно, и концентрируется рыба. Разумеется, нужно ориентиро­ваться на водоеме, учитывая берего­вую линию, острова и прочее. Хоро­шим подспорьем может оказаться при­мерная   карта-схема     водоема     или советы местных рыболовов. Неоцени­мую услугу окажет, конечно, эхолот, но об использовании этого полезного прибора поговорим чуть позже. Глав­ное же при поиске «вслепую» —- чет­кое определение глубины проводки приманки, только при этом условии можно найти изменения в рельефе дна. И тут уже выбор приманки для «дорожки» не просто личное пристра­стие рыболова, а весьма определенный инструмент для определения глубины водоема.

Воблер вместо эхолота. Единствен­ной «дорожечной» искусственной при­манкой, точно держащей определен­ный горизонт погружения при провод­ке, следует признать воблер. Глубину заныривания s метрах или футах, указанную на его упаковке {вторая цифра, для троллинга), и нужно взять за точку отсчета, помня, что эту глубину можно и нужно варьировать ско­ростью движения лодки и длиной от­пущенной лески, а также ее диамет­ром. Идеальными воблерами для «до­рожки» являются Risto Rap и Down Deep Rattlin Fat Rap от RAPALA. Обе эти плавающие модели уверенно и стабильно идут на глубине 5,5 и 6,5 м соответственно при размере 3’/2 и 23/4 дюйма на леске 0,35 мм длиной 30 м. Скорость движения лодки при этом должна быть 1—1,5 м/с, то есть около 5 км/ч. Повторюсь — эти данные сле­дует воспринимать как отправные, по­скольку они верны в условиях тихой воды. При небольшом волнении (кото-щуки) скорость движения лодки мож­но увеличить. Однако идеально, с точ­ностью до полуметра, едва ли нужно определять глубину проводки. Предпо­ложим, вы двигались приблизительно по руслу фарватера или затопленного оврага и вдруг вершинки удилищ ста­ли хаотично кивать — не спешите де­лать подсечку. Скорее всего, воблер стал «ковырять» дно, значит, вы пере­секли бровку и «пашете» по поливу или отмели. Это сигнал к изменению маршрута проводки. В принципе в этот метод поиска вписываются и дру­гие приманки: блесны, «джиги», — но о реальной глубине их проводки мож­но только догадываться.

1

Снасти и оборудование. Основа «дорожки» — лодка. Она должна быть ходкой под веслами, не валкой и дос­таточно просторной, чтобы можно было разместить все необходимое, а самому ловцу и напарнику располо­житься комфортно, ведь рыбачат обычно по несколько часов кряду.

Надувные лодки под веслами чрез­вычайно тихоходны и плохо держат курс, особенно при ветре, посему от них лучше отказаться, ну разве что «Уфимка» или «Дельфин» с некоторой натяжкой могут быть признаны годны­ми. А вот «дорожить» с надежной «надувнушки» под мотором — одно удо­вольствие, однако не везде разрешено. Поэтому, собираясь порыбачить с под­весным мотором на любом типе судов, справьтесь в местной рыбинспекции или бассейновом управлении о закон­ной возможности задуманного меро­приятия.

Кроме обязательных средств спасе­ния лодка для «дорожки» должна иметь кронштейны или упоры для ра­бочих удилищ и место для размещения подготовленных запасных. Обычно уди­лища при проходке располагают с на­клоном к бортам, ближе к корме. Кон­струкция кронштейнов может быть любой — от самой «навороченной» до простой ивовой рогульки, вставленной в уключину, но непременно должна по­зволять изменять положение удилища по вертикали, это даст возможность регулировать в некоторых пределах глубину проводки воблера.

Основные критерии в выборе удили­ща для «дорожки» — надежность и простота. Поскольку о точности и даль­ности заброса воблера при роспуске снасти и речи быть не может (на одном «утреннем» забросе можно проходить без поклевки целый день — и такое случается), а вываживать крупную ры­бину с лодки сподручнее коротким уди­лищем, подберите «палку» длиной 2,1—2,4 м. Лучше пожестче, с реаль­ным нижним тестом не менее 50 г, по­тому как воблер оказывает значитель­ное сопротивление при проводке. Ос­тавьте дома свои дорогие спиннинговые удилища — в лодке, даже надувной, всегда найдется нечто, способное обо­драть бланк или свернуть набок про­пускное кольцо. Разыщите где-нибудь в чулане или на балконе старое, всеми забытое удилище из монолитного стек­ловолокна или дюраля— оно как нельзя лучше послужит вам. Можно приобрести и современное недорогое удилище из пустотелого стекловолокна или композиции его с графитом. Очень неплохим для «дорожки» оказалось 2-коленное удилище Pike от Апико-Фиш — дешево и практично.

А вот на катушку придется раско­шелиться, потому как «дорожить» с яколесом» типа «Невская», не рискуя побить пальцы, могут лишь очень ув­леченные   энтузиасты.   Объясняется это прозаично: при ловле в одиночку приходится грести, и как-то зафикси­ровать барабан названной катушки просто невозможно, а трещотка не вы­держивает нагрузки от сопротивления крупного воблера. Да и вдвоем, даже под мотором, удерживать барабан «ко­леса» пальцами, особенно при реальной хватке хорошего экземпляра и последующей подсечке, хлопотно и не­безопасно. Наиболее приемлемым ти­пом катушки для «дорожки» будет крупный простой (без лесоукладыва-теля и кучи «шаров») мультипликатор. Можно порекомендовать PENN 190 или 185 Sea Boy — надежные и мощные «лебедки», крайне неприхотливые в обслуживании и долговечные в эксп­луатации. Применение дорогих Ambas-sadeur серий 4600 и обОО нежелатель­но — есть риск срезать зубья на малом венце пластмассовой передаточной шестерни, приводящей в движение «бесконечный» винт лесоукладывате-ля. Можно, конечно, снять «водило» с катушки, но едва ли это будет разум­но. Большинство безынерционных ка­тушек не может соперничать с «муль-том» в дорожечной снасти, лишь круп­ные модели надежных фирм способны составить конкуренцию «лебедкам», но при этом их цена отнюдь не пять копе­ек. Так что оставим такие «мясорубки» карпятникам и любителям серф-рыбалки.

Что касается лески для «дорожки», то чем тоньше и прочнее она будет, тем лучше. Глобальной разницы в игре воблера на мононити и на «плетенке» нет. Однако при равной толщине многоволоконная леска гораздо прочнее, что бывает весьма кстати, если воблер зацепился за корягу или рыбацкие сети. В пользу «плетенки» и то обстоя­тельство, что ее очень просто разме­тить, то есть сделать отметки водоус­тойчивым маркером сначала через первые 5 м, скажем, красного цвета, а потом через каждые 10 м черным (две метки,— 20 м, три — 30м и.т.д. до 60 м). Эта маленькая хитрость помо­жет четко ориентироваться в дистан­ции отпуска воблера. Однако удилище под «плетенку» должно быть более гибким, чем для мононити, потому как в снасти обязан быть элемент, отвеча­ющий за амортизацию всей системы.

Абсолютно необходимыми являют­ся две вроде бы мелочи, которые обыч­но забывают дома. Это отцеп и буек. Простой свинцовый отцеп-кольцо, ди­аметр которого должен быть таким, чтобы тело воблера с лопаткой свобод­но проходило сквозь него, вполне рабо­тоспособен. Воблер чаще цепляется передним тройником и освободить его с помощью увесистого, в 150—200 г, подобного снаряда довольно просто. Буек помогает ориентироваться на во­доеме. Пометив им, скажем, русловый скат или подводную возвышенность, можно легко определить направление проплыва со снастью. Нелишне сра­зу после поклевки выбросить буй за борт — вполне вероятно, что при по­вторном заходе эта «точка» подарит вам еще одну рыбину. Буйков полезно иметь три-четыре. В простейшем ва­рианте это обычная пластиковая бу­тылка (лучше темного цвета, более за­метного при освещении) с намотанной на нее леской (или шнуром) длиной не менее 15 м и грузом в 50—100 г.

Поскольку на «дорожку» ловят, как правило, довольно крупную рыбу, име­ет смысл отказаться от подсачека. Тем более что выпутывать из него два, а то и три тройника, которые попавшаяся рыбина непременно «упакует», накру­тив на них всю сетку, занятие не из приятных. Прочный и острый баго-рик — хорошая альтернатива подсаче-ку, хотя брать рыбу просто рукой лично   мне   кажется   более   спортивным.

Выбор воблера. Разнообразие моде­лей воблеров столь велико, что выбор сделать отнюдь не просто, особенно новичкам,   осваивающим   «дорожку». 23

Можно порекомендовать использовать, кроме названных в начале статьи Rislo Rap и Down Deep Rattlin Fat Rap, та­кие, очень результативные модели, как Super Shad Rap и Magnum Floater-И пусть вас не смущает некоторый ги­гантизм этих воблеров: на Magnum длиной 18 см (!) прекрасно ловится щука даже вполне средних размеров, во всяком случае, экземпляры в 1,5 кг частенько повисают на мощных трой­никах этой модели. Если вы возьмете себе за правило тащить за лодкой на двух снастях разные воблеры как по размеру, так и по глубине проводки, то шансы на поимку рыбы, тем более при поисковом плавании, существенно возрастут. Разумеется, этому возраста­нию будет способствовать и использование эхолота, но, право же, не нужно пере оценивать возможности этого, без сомнения, полезного прибора. Эхолот ищет не рыбу, а дает представление об изменении рельефа дна, и этим он ценен Идентифицировать же вид рыбы, то бишь отличить стаю леща от стаи окуня, эхолот не в силах.

Однако вернемся к приманкам. Очень часто при ловле на участках с чрезмерно неровным, бугристым дном вышеназванные модели воблеров не справляются со своими обязанностями ловить рыбу. Они или «пашут» дно, со­бирая на крючки всякий хлам, или, при замедлении проводки, идут слиш­ком высоко. В этом случае выручит слабозаглубляющийся воблер вроде Original Floating или даже не имею­щий носовой лопасти Skitter Prop. По­ставьте перед приманкой в метре-по-лутора грузило вроде «фильды» или «чечевицы», весом 30—40 г, на лег­ко съемном кронштейне. Избегайте тройных вертлюжков и дополнитель­ных поводков для грузила — лишние узлы на леске, какой бы она ни была прочной, значительно ослабляют всю снасть в целом. Вариант с грузилом несколько снижает чувствительность «дорожки», но зато позволяет воблеру следовать всем изгибам дна, находясь от него на рабочем расстоянии при проводке.

4

И последнее: при целенаправлен­ной ловле судака не старайтесь прове­сти воблер «впритирку» ко дну. Судак атакует добычу с упреждением и, как правило, сверху, прижимая ее ко дну, поэтому очень часто крючки воблера минуют его пасть, цепляясь за голову или жаберные крышки. Если такое по­вторилось раза три кряду, поставьте воблер меньшего размера и чуть за­медлите скорость лодки. Судак будет хватать приманку вдогонку и подсечка будет вернее. И помните: стальной по­водок длиной не менее 15 см отнюдь не будет лишним даже при крупном воб-лере, ведь никогда не предугадаешь, сбоку или спереди схватит его матерая щука.

Движение лодки. Главное правило «дорожки» — управлять приманкой только движением лодки. На больших водоемах — это аксиома, справедли­вая как в отношении водохранилищ и озер, так и рек. Причем на реках ско­рость движения лодки по течению или против не слишком разнится. Правильную скорость определяем по колебаниям вершинки удилища, и тут нужен определенный опыт. Рез­кое изменение курса лодки совер­шенно незначительно сказывается на прямолинейности маршрута движе­ния воблера; оно лишь увеличивает его угловую скорость, что заставляет воблер уходить глубже и быстрее ко­лебаться. В определенных случаях это бывает полезно, например, при проходе с мели на русло, заранее по­меченное буйком, можно «загнать» та­ким маневром воблер чуть ниже верх­ней бровки, где, как известно, и стоит хищная рыба. Русловые скаты можно облавливать, проходя как вдоль рус­ла, так и поперек.

Первый вариант результативен при наличии на русловых скатах протя­женных «полок», то есть пологих уча­стков дна вдоль русла, с глубиной, со­ставляющей нечто среднее между по­ливом (мелью) и максимальной глубиной по руслу (фарватеру), обыч­но это 5—7 м. Таскать же воблер по крутой бровке дело малопродуктивное и утомительное (особенно на прямых участках русла), допустимое лишь при поиске изменений рельефа дна.

Второй вариант хорош при узком русле (или овраге, канаве и т.п.), ког­да «пробиваются» обе верхние бровки. При этом дистанция проходки может быть очень небольшой — 35—40 м: проходим русло, выматываем снасть, разворачиваемся на 180° и, сделав за­брос воблера на 10—15 м, повторяем все до поклевки. Точно так же манев­рируем и над подводными буграми. Как ни странно, но рыба не боится ни лодки, ни плеска весел, ни шума мото­ра, зачастую хватая воблер в каких-нибудь 10—15 м за лодкой. Правда, та­кое происходит при отнюдь не крис­тально чистой воде.

На небольших, тем более малых реках нужно управлять движением приманки не только лодкой, но и уди­лищем, которое в этом случае может быть и подлиннее — 2,7—3 м. С таким очень удобно, не меняя курса лодки (а это часто затруднительно или просто невозможно сделать на малых реках), провести воблер вдоль кромки под­водной растительности, у коряг, вы­ступающих камней. Именно такой вид «дорожки» приносил неплохих щучек на речке Саре, текущей в топких бе­регах озера Неро, что в Ярославской обл. На плесах быстрых речек Южной Карелии этот способ проводки позво­лял удачно ловить на мелкие плаваю­щие воблеры язя и хариуса, а на реке Угре — жереха.

Вполне   очевидно,   что   поименный   список рыб, являющихся потенциальным трофеем «дорожки», можно значительно   расширить.   Например, Припяти, Волхове и Нижней Волге в   на  уловах дорожечников частенько бывает сом-великан, а на Онеге весьма успешно на «дорожку» ловят королеву рыбьего царства   семгу,   вес   которой может достигать 16 кг и больше.


Заброс спиннингом
ЛОВЛЯ СПИННИНГОМ
Советы рыбаку