В художественном образе Москвы не последнее место занимают произведения декоративного искусства, в частности художественное литье и кованое железо. Эти изделия из металла сопутствуют архитектуре, служат ей, придавая каждому зданию и комплексу их, улицам, площадям, районам города дополнительную выразительность и индивидуальность.
Одновременно они выполняют ответственную роль необходимого переходного, а вернее, связующего, звена между человеком и архитектурой. Именно с такой целью декоративные детали размещаются в местах непосредственного обзора их человеком; они опускаются вниз — в зону пешехода, как бы встречая и улавливая взор человека. Многие виды декоративно-прикладного искусства возникали н развивались, «срастаясь» с архитектурой. По органичности такого слияния кованое железо и чугунное литье можно поставить на первое место. Художественная обработка металла за время своей истории выработала устойчивые приемы стилевого единства с зодчеством, позволившие ему стать полноправным компонентом этого синтеза. Чугунное литье и кованое железо составляют богатейший раздел декоративного искусства, они имеют свою интереснейшую историю и огромное наследие. Памятники этого вида искусства, созданные талантливыми русскими зодчими и мастерами XVIII—XIX столетий, сохраняются в Москве, Ленинграде, в других городах; среди них есть произведения непреходящей ценности, мировой известности.
Широчайшее применение в русской архитектуре прошлых веков художественный металл получил благодаря своим высоким декоративным и практическим качествам; безграничные выразительные возможности металла, способного следовать любому замыслу художника и зодчего, мастера-творца, дополняются долговечностью. Ведь кованый металл и чугунное литье веками сохраняются в нашем довольно-таки холодном климате.