s370573541

Ролевая теория чувств, Татаров Н.М.

By myroot

Человек отличается от животных способностью развивать свою понятийную систему, взращивать свое "дерево познания". Оттого, в отличие от животных, люди обладают более развитой понятийной системой, богатым миром образов, понятий и представлений. Способность человека познавать мир развивая понятийную систему считается божественным началом в человеке.

Кроме свойств, отличающих человека от животных, есть общие свойства, которые объединяют людей и животных. Эти свойства унаследованы человеком от мира животных, поэтому их называют животным началом в человеке. Можно утверждать, что в каждом человеке живет зверь, а в каждом коллективе - стая. Однако человек не исчерпывается своим животным началом, зверь живет в человеке, но не исчерпывает его.

Между собой животные общаются на языке чувств и эмоций. Поскольку в каждом человеке живет зверь, то люди также общаются не только на языке слов, но и на языке чувств и эмоций. Способность людей общаться на языке зверей дает им возможность приручать животных и жить с ними.

Животные почти не понимают слова человеческого языка, но очень хорошо понимают эмоции людей, интонации голоса и жесты. Людям также понятны эмоции животных. Собаки понимают, когда с ними говорят ласково, а когда на них зло рявкают. И люди тоже понимают, когда собака радостно виляет хвостом, запрыгивает лапами и норовит лизнуть языком, а когда пес в ярости срывается с лая на хрип и рвется с цепи, чтобы впиться зубами.

Язык чувств, в отличие от языка слов, известен каждому от самого рождения. У младенца еще не развита понятийная система, в его сознании почти нет образов и представлений. Новорожденному лишь еще предстоит вырастить свое дерево познания и плоды на нем - образы явлений. Однако от рождения каждый человек владеет языком эмоций, на котором он общается с матерью и другими людьми. Грудные дети еще не знают ни слова, но уже способны пугаться и плакать, радоваться и сердиться, удивляться и довольно агукать, досадовать и восхищаться.

Поскольку мир чувств, настроений и переживаний унаследован человеком от животных, то его можно называть "эмоциональным контуром зверя". Этот эмоциональный мир надо изучать на том уровне иерархии явлений, на котором он возникает, - на уровне стаи животных.

Внутренний мир каждого человека состоит из 2 связанных между собой частей:

1. Понятийная система - мир образов, понятий и представлений (ментальный мир, или менталитет);

2. Эмоциональная система - мир чувств, настроений и переживаний.

Внутренний мир человека определяет его действия. Познав устройство внутреннего мира человека, можно предсказывать поступки людей и управлять поведением коллектива. Но в первую очередь - можно управлять своим поведением.


СЕМЬ РОЛЕЙ СТАИ

В каждом человеке живет зверь, а в каждом коллективе -стая. Стая животных - это не просто набор некоторого числа "особей", а система -целостное явление. В стае происходит распределение обязанностей по 7 ролям, где у каждой роли -своя "специализация". В коллективе так-же происходит распределение по ролям.

Поэтому, когда люди впервые собрались в компанию или коллектив, то, прежде чем их совместная деятельность станет эффективной, они должны "притереться" друг к другу, т. е. разобрать роли.

Обращаясь друг к другу на языке чувств, люди занимают некоторую роль и одновременно предлагают другому человеку занять некую роль. Когда предлагаемые друг другу роли для людей взаимно неприемлемы, то они "терпеть не могут" друг друга.

Эмоциональный тон имеет важное значение при общении, поскольку каждое чувство - это адресное обращение от одной роли к другой. Если человек не признает за собой роль, стоящую за обращенным к нему эмоциональным тоном, то он говорит: "Ты за кого меня принимаешь? Ты в каком тоне со мной разговариваешь!".

Примером чистого общения на языке чувств и эмоций может служить общение при помощи матерных выражений. Мат не несет понятийной нагрузки - только эмоциональную. Когда надо выразить эмоции, лучше всего подходит мат. Мат - это не всегда ругательства. Матом отражают разные чувства: злость, недоумение, насмешку, чувство превосходства, радость, удивление и т. д.

Есть много психологических теорий, различающихся базовым числом типов характеров. От теории с 4 типами "темпераментов" -"холерическим", "флегматическим", "сангвиническим" и "меланхолическим" - до теории с 44 типами характеров. Каждая из теорий "научно аргументирована". Но истина единственна, поскольку явления существуют объективно. Спор о количестве типов характеров давно уже разрешен и подтвержден опытом народов. Типов характеров - 7 (семь). Но не все роли связаны между собой эмоциональными обращениями, т. е. не от каждой роли есть чувство к любой другой. Каждая роль связана обращениями лишь с 3 другими ролями.

В итоге 7 ролей в коллективе связаны в относительно устойчивые тройки.

Всего же семь ролей связаны 7x3=21 - двадцать одним эмоциональным адресным обращением. Отсюда в языке чувств 21 "слово", 21 эмоция, 21 настроение.

Это и есть 21 "вечная тема" прозы, поэзии, песен, театра, кино, анекдотов.

На первый взгляд может показаться, что число чувств больше, чем 21. Это связано с тем, что иногда люди очень быстро переходят от одной роли к другой и за короткий срок переживают гамму чувств. Эту гамму переживаемых чувств ошибочно принимают за одно новое чувство.

Однако подобно тому, как из небольшого числа букв складываются слова, а из слов - предложения, так и все эмоциональные переживания складываются из небольшого базового набора чувств. И также как все вещества состоят из ограниченного числа элементов, представленных в периодической таблице химических элементов, так и все переживания разлагаются по базовому набору из 21 элементарной эмоции.

Встречается мнение, что чувства якобы неповторимы, индивидуальны у каждого человека. Если бы это было так, то одним людям были бы неизвестны и непонятны чувства других людей и общение на языке чувств и эмоций было бы невозможно. Но люди и животные хорошо понимают чувства других людей и животных, чувства, отраженные в песнях и стихах, романах и ругательствах. Каждому человеку знакомы все 21 чувство, но при этом одно и то же чувство может иметь разную силу, разную глубину переживания.

Базовый набор эмоций из 21 чувства обозначается двадцать одной картой старшего аркана ТАРО. Треугольник старшего аркана ТАРО, треугольник эмоционального контура зверя-это и есть знаменитый "масонский треугольник", "золотой треугольник Мастера Хирама", треугольный "мастерок вольных каменщиков". Однако эти и другие масонские символы придуманы не масонами. Масоны лишь позаимствовали их из древних культов.

ДОМИНАНТЫ ХАРАКТЕРА

То общее, что объединяет человека и животных, - это наличие организма, тела, плоти. Как написано в Евангелии:

Рожденное от плоти есть плоть... (Иоанн 3:6)

От рождения до смерти человек связан со своим телом, плоть связывает человека с животным миром. По древним представлениям, 7 ролей стаи связаны с 7 системами организма, которые управляют плотью. Эти 7 систем организма, в свою очередь, связаны с 7 "чакрами" - "центрами" этих систем. Оттого иногда чакры еще называют "психическими центрами организма". В итоге каждой роли соответствует своя система организма, своя чакра. 7 чакр - 7 "очей" плоти.

Что такое 7 систем организма и 7 чакр - центров этих систем, а также почему их нельзя обнаружить среди органов тела, будет объяснено в главе "Дух". Об этих чакрах - "очах" -так сказано в Откровении Иоанна Богослова:

... имеющий СЕМЬ рогов и СЕМЬ очей, которые суть СЕМЬ духов Божиих, посланных во всю землю. (Откровение 5:6)

Язык чувств связан с механизмом взаимодействия этих 7 систем организма между собой. Каждая из систем не воздействует непосредственно на все остальные, а связана напрямую лишь с 3 другими. Всего 7 систем связаны 7x3=21 связью.

Внутри организма чувства - это направленные связи от одних систем к другим, а вовне - адресные обращения между ролями, с которыми связаны эти системы плоти. При переходе к другому чувству задействуется другая система организма, оттого говорят: "Внутри шевельнулось чувство... что-то перевернулось".

В иерархии явлений уровень эмоциональных отношений стоит выше физиологического уровня, и эмоциональные отношения не сводятся лишь к физиологическим реакциям. Поэтому задача психологии - описание языка чувств - проще решается средствами системного анализа, чем методами физиологических теорий.

Тем не менее эмоции - это физиологические функции систем организма. Поэтому пребывание на некой роли и переживание связанных с ней чувств не проходит для человека бесследно, поскольку при этом задействуется и развивается соответствующая система организма.

У организма, кроме сугубо наследуемых признаков, есть свойства, не передаваемые от родителей. К таким не сугубо наследуемым свойствам организма относится степень развитости и чувствительности той или иной системы.

Поскольку от рождения человек окружен другими людьми и животными, то он постоянно входит в коллектив-семью на некоторой роли. Пребывание на роли задействует и развивает прежде всего соответствующую этой роли систему. В итоге системы организма развиваются неравномерно.

7 систем пронизывают весь организм, но у каждой части плоти есть своя главенствующая для нее система. Поэтому развитость некоторой системы вызывает повышенную чувствительность тех органов, которые особенно тесно с ней связаны.

Длительное выполнение одной роли в семье-стае развивает соответствующую ей систему, и наоборот - развитая система требует роли, и человек ищет ту семью, где для него есть любимая роль и он может беспрепятственно переживать спектр любимых чувств.

Говорят: "Люди здесь хорошие, а там -плохие", - потому, что "там" любимая роль занята другим человеком или домашним животным.

Все 7 систем, СЕМЬ-"Я" есть у каждого человека, но одна система всегда выражена, развита больше, а другие - меньше. Наиболее развитая система-чакра определяет ведущие черты характера, что выражается в стремлении занять соответствующую роль в стае-семье-коллективе.

Системы "включаются" после рождения человека, после обрезания пуповины, когда начинается самостоятельная жизнь организма, когда ребенку или зверенышу надо жить самому, поэтому характер, нрав не наследуется, а развивается после рождения, но с самого раннего детства.

Не всегда выполняемая в коллективе или компании роль соответствует главной доминанте характера.

В стае идет соперничество за роли. Роль захватывает, или выталкивается на нее тот, у кого соответствующая этой роли система сильнее, чем у других, независимо от того, доминирует ли она у него лично или нет. Остальные вынуждены играть свои роли также независимо от того, нравятся им они или нет.

Если главная доминанта характера не соответствует выполняемой роли, то возникает "психологический дискомфорт". Возникает несовместимость нравов, характеров и напряженность отношений. Но со временем характер меняется: "стерпится -слюбится!" В стае 7 мест, и она стремится довести себя до целостности - до семи "Я". Поэтому семья-стая при дефиците или избытке претендентов на то или иное место соответственно либо приобретает членов на нужные роли со стороны, либо освобождается от лишних, которые в итоге вступают в новые стаи-семьи.

В большом коллективе, как и в большой стае, выделяются семьи, маленькие подстайки - компании приятелей и подруг, фракции в партиях и т. д. Отношения между семьями-подстайками строятся по тому же принципу семи "Я". Каждая семья-подстайка приобретает свой семейный характер в коллективе-стае.

Принцип распределения характеров по 7 "Я" определяет этническую структуру человечества.

Человечество - это тоже большой коллектив, большая стая людей. Человечество подразделяется по принципу 7 "Я" на 7 больших сообществ людей - 7 супер-этнических семей народов: Российскую семью народов, Мусульманскую, Западно-Европейскую, Китайскую, Индийскую, Латиноамериканскую и Африканскую.


Каждая суперэтническая семья народов обладает своим суперэтническим характером в семье суперэтносов человечества. Внутри себя каждая суперэтническая семья народов подразделяется на этносы, народы, которые обладают своим национальным, этническим характером внутри своего суперэтноса. Каждый народ, этнос, в свою очередь, подразделяется на субэтносы, которые обладают своим субэтническим характером внутри своего этноса, народа. И так далее.