МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ (Бунт и революция, Татаров Н.М.)

By myroot

 

Социально-классовая структура общества связана с эмоционально-ролевой игрой в треугольник власти. Насилие неотъемлемый элемент борьбы за власть, за роль главного, за роль Кумира. Государство — это аппарат власти, аппарат насилия, подавления. Поэтому переход общества к социально-классовой структуре неизбежно сопровождается возникновением государства. Во все времена люди мечтали уничтожить этот мир насилия — социально-классовую структуру общества. На этой мечте основаны идеи о коммунизме — бесклассовом обществе, в котором все люди будут равны, где будут царить верность, любовь и вдохновение. В XX веке революционное коммунистическое движение охватило полмира, потому что точно соответствовало чаяньям и устремлениям миллионов простых людей. Ныне социалистическая система рухнула.

Но осталась социально-классовая структура общества, осталась проблематика. Значит, бунты и революционные бури неизбежны.

В обществе каждое сословие обладает своим сословным характером.

Характеры сословий распределяются по принципу 7 «Я», а отношения между сословиями в обществе описываются «звездой магов«. Элита общества («высшее сословие») претендует на роль Кумира, народу отводится роль Труженика.

Однако от роли Кумира нет эмоционального обращения к роли Труженика, но есть обращение к роли Жертвы.

Поэтому элита общества относится к народу с надменностью, заносчивостью, с чувством собственного превосходства. Элита требует уважения к себе, почтения и поклонения. Гордо задирая к небу нос, спесивые «господа» своим эмоциональным состоянием унижают и оскорбляют всех, с кем общаются. Этим они постоянно провоцируют народ «сыграть в эмоционально-ролевой треугольник власти» (Кумир-Жертва-Злодей). Заносчивость и чувство собственного превосходства есть эмоциональное обращение от роли Кумира к роли Жертвы, указание всем остальным занять роль Поклонника, роль униженной и безропотной Жертвы. Но у тех, кому не нравится пребывать на роли Жертвы, неизбежно зреет ненависть к «господам». В народе постоянно разлито море ненависти к элите общества. И эту ненависть сами «господа» бездумно провоцируют своим поведением.

Простой народ рад каждому факту унижения «знати». Бродячие артисты во все времена и во всех странах на ярмарках, базарах и площадях разыгрывали сцены, в которых- господа, князья, дворяне оказывались в дураках. Народ всегда с восторгом воспринимал такие уличные представления. Сюжеты сказок всех народов мира заканчиваются унижением Кумира, будь он царь, король, император или «поп — толоконный лоб». В народе, «черни» всегда живет страстное желание проучить господ за их спесь и заносчивость. Но «господа» не знают меры для своей наглости и заносчивости, они всегда явно или скрытно стремятся подчеркнуть свое превосходство над «чернью». Элита постоянно унижает и оскорбляет народ, а народ ненавидит «господ» за эти унижения.

Приходит день, и море народной ненависти выплескивается бунтом, восстанием, крестьянской войной, революцией. Искру революции зажигают люди с героическим характером, за ними идут их друзья, а следом поднимается страшная волна народной ненависти, мести за годы унижений и оскорблений.

Поэтому всякая революция сопровождается террором.

Октябрьская революция в России сопровождалась «красным террором», Великая французская революция — якобинским террором, английская революция — террором «железнобоких» Кромвеля. Во время народных восстаний крестьяне жгут барские усадьбы и громят поместья, жестоко и беспощадно убивают господ и их прихвостней.

Ненависть к заносчивой знати настолько велика, что 20 лет после Октябрьской революции в СССР нельзя было даже произнести слова «честь» и «достоинство», от которых, как говорили в те времена, «несло нафталином дворянской спеси».

«Господам» не понятно, «откуда в народе столько злобы и ненависти» к ним — таким «достойным», «благородным» и «культурным». Белоэмигранты из России также не понимали причины «красного террора», как эмигранты-роялисты не понимали причин якобинского террора. Про эмигрантов-роялистов времен французской революции говорили, что «они ничего не забыли и ничему не научились». «Господа» полагают, что могут безнаказанно носить спесивую морду «по праву благородного рождения». Но нет никаких «прав рождения» — весь спектр чувств и эмоций известен всем людям (и животным тоже). Все люди рождаются одним и тем же способом, а рождаясь, одинаково орут благим матом и мочат пеленки. «Господам» бьют по мозгам не «из зависти к их благородству», как они ошибочно полагают, а из ненависти. Это «господа» унижают и оскорбляют, а их в ответ не унижают, их ненавидят и бьют.


МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Социализм как форма общественного устройства далеко не новое явление в истории.

В социальной истории человечества постоянно сменяли друг друга два типа общественного устройства: чиновничье-бюрократический тоталитаризм и толпо-элитарная (демократическая) республика. При этом государственная форма собственности сменялась частной формой собственности.

При переходе от одной формы собственности к другой происходит временное высвобождение творческих сил общества. Но вскоре общество неизбежно скатывается к прихлебательскому режиму. Это видно даже при беглом обзоре истории.

В Древнем Египте на протяжении первых пяти династий фараонов нет частной собственности. Всем имуществом ведают чиновники фараонов. В ханьском Китае, в Византии XI века, в средневековой Турции, в Испании XVI века и в СССР — та же картина: всем распоряжались чиновники. Чиновники внешне послушны и исполнительны, но медлительны, продажны и равнодушны к делу. В итоге — технический прогресс замирает, и хозяйственная жизнь хиреет.

В Египте период «раннего царства» завершается распадом на номы (административные единицы) и завоеванием гикосов. В Китае времен Младшей Хань, во II веке н. э., налоговый грабеж и коррупция чиновников приводят к сокращению численности налогоплательщиков с 60 до 7,5 млн человек. За этим следуют восстание «желтых повязок», вторжения с севера хуннов, тибето-тангутов, жужаней и господство сяньбийцев. В Византии в XI веке государственные поместья отдаются во власть чиновников, и через сто лет от прежнего величия империи ничего не остается. По тем же причинам рушатся Испанская империя и СССР брежневской эпохи.

Переход к частной собственности на первых порах приводит к высвобождению инициативы людей, резкому усилению общества и расцвету государств, поскольку, избавившись от гнета, на первые роли выходят Герои-Вожаки.

Например, если в середине VII века до н. э. Вавилон — небольшая провинция Ассирии, то через 50 лет после реформ Ашшурбанипала, возродивших свободных землепашцев, Навуходоносор покоряет все Двуречье, Сирию, Палестину и часть Аравии. После реформ Шан Яна в 359-348 годах до н. э. царство Цинь покоряет 6 других китайских царств и в 221 году до н. э. возникает всекитайская империя. После падения тирании и реформ Клисфена в 509 году до н. э. расцветают Афины. Через 100 лет после принятия законов Секстия и Лициния в 367 году до н. э. Рим подчиняет всю Италию.

Но взлет недолог. Частная собственность быстро приводит к имущественному расслоению общества, богачи захватывают земли, становятся владельцами крупных предприятий, а для обслуживания нанимают чиновников и покупают рабов.

В современном варианте это происходит так: преуспевающие компании превращаются в крупные корпорации, где всем управляют наемные начальники. В итоге общество приходит сначала к олигархическому устройству, а затем — к тоталитаризму.

Разложение столь же стремительно, как и взлет. Вавилон падает от ударов кочевых персов. Персидская держава царя Дария рушится под ударами маленькой Македонии. Разбогатевшие Афины попадают под власть Рима. Рим становится рабовладельческой империей и рушится под ударами варваров. Новгородская вольница заканчивается правлением боярской олигархии и попадает под власть Москвы. История некогда грозной Венеции заканчивается тем, что Наполеон торгуется ею при заключении мирного договора с Австрией.

Причина разложения империй и олигархий одна и та же: потомки вдохновенных Героев становятся самодовольными обывателями, способными только на показуху.

Это видно на примере некогда доблестных и героических персов, захвативших сперва Мидию, Киликию и Лидийское царство, а затем и сам могущественный Вавилон. Боевой дух персов спустя 40 лет, во времена Кира, пережил резкий спад. Персы, приведенные Ксерксом в Грецию, хотя и были лучшей частью войска, но, как указывает Геродот в своей «Истории», уже «блистали множеством золотых украшений, их сопровождали повозки с наложницами и множеством прислуги в богатых одеждах, продовольствие для них везли отдельно от прочих воинов на верблюдах и вьючных животных».

То есть военноначальники персов перестали быть воинами и демонстрировали полный набор кумирских качеств и замашек. Естественно, что сплоченные и героические греки разбили эту толпу наглецов. Но разложение персов продолжалось. Скоро не только верхушка персов, но и все войско превратилось в заносчивых наглецов. 80 лет спустя персидский царевич, тоже Кир, сказал: «Войско царя — огромная толпа, и наступает с громким криком, но если вы устоите, то в дальнейшем мне и самому стыдно сказать, какими окажутся перед нами «люди этой страны» (Ксенофонт. Анабасис).

Такой же путь разложения от героических и вдохновенных революционеров до обленившихся застойно-брежневских кумиров-правителей прошла Советская власть за 70 лет своего существования. Разложение правящей верхушки стало особенно стремительным после смерти Сталина — «рыба гниет с головы». Но обывательские настроения стремительно проникли во все поры советского общества, что и привело в конце концов к расчленению СССР.

Все революции проходят один и тот же путь.

Революцию двигают и совершают Герои-пассионарии. Плодами побед пользуются шкурные хапуги-рвачи, поскольку они самые расторопные.

Страна с их молчаливого согласия и при их непосредственном участии разворовывается, и в обществе нарастают требования «навести порядок железной рукой». В итоге революция завершаются диктатурой (в эпоху глобализации, диктатор тоже будет глобальный). Так, английская революция завершилась диктатурой Кромвеля; французская — диктатурой Наполеона; Октябрьская в России — диктатурой Сталина и т. д.

В эпоху послереволюционной диктатуры истребляются не только Герои, совершавшие революцию, но и ветераны движения или партии — носители того духа товарищества, который царил в партии или движении, когда они шли к победе. После победы лидер превращается в Кумира и ему уже не нужен дух товарищества в партии, не нужны бунтари и Герои. Так, Сталин, чтобы стать «отцом народов», занять положение Кумира и утвердить культ своей личности, должен был истребить «ленинскую гвардию» революционеров и всех тех, кто знал его лично и мог обращаться к нему запросто, по-товарищески, без трепета и благоговения Жертвы-Поклонника. То же сделал Гитлер после победы в 1933 году. Чтобы стать фюрером, вождем нации и утвердить свой культ, он истребил в «ночь длинных ножей» всех ветеранов национал-социалистической партии и ее «героев» — Рема и Штрассера. «Революция пожирает своих детей»

То же самое происходило и после победы французской революции. Сначала Робеспьер начал уничтожать революционеров-якобинцев, отправляя бывших своих товарищей на гильотину, а после 18 брюмера остатки якобинцев истребил Наполеон.

Но все проходит, и эпоха послереволюционной диктатуры сменяется либеральной «оттепелью», переходящей в застой.

Диктаторов сменяют самодовольные и пышные либеральные правители-обыватели. Происходит переход к «гражданскому», «цивилизованному» обществу. Провозглашается построение «правового общества».

Главная задача строителей такого «правового общества» -ограничить игру в ролевой «треугольник власти». То есть создать и обеспечить обывателю условия, чтобы он мог ходить с гордо задранным носом, не опасаясь получить по нему. Французские просветители XVIII века формулировали это так: «Ваша свобода размахивать кулаками заканчивается у кончика моего носа». Уместно напомнить, что «задирание носа» — это адресное обращение от роли Кумира к роли Жертвы), т. е. предложение всем окружающим занять роль Жертвы-Поклонника.

 процесс возникновения, становления, развития, упадка и исчезновения народов

Этногенез — это процесс возникновения, становления, развития, упадка и исчезновения народов и суперэтносов. Слово «этнос» означает народ, а «генезис» — происхождение.

Известно, что народы возникают и исчезают; Все ныне живущие народы когда-то появились, а бывшие прежде исчезли. Нет больше половцев и печенегов, нет хазар и гуннов, нет финикийцев и этрусков, нет римлян и эллинов. Вместе с тем когда-то появились французы и испанцы, а раньше на их землях жили другие народы с другими названиями.

Кроме того, известно, что в разные периоды своего существования народы имеют разную силу. Так, в XIII веке монголы покорили большую часть Евразии, а теперь они — небольшой народ, живущий между Россией и Китаем. Откуда же взялась сила монголов в XIII веке и куда она девалась теперь?

Этногенез хорошо описан в работах Л. Н. Гумилева и объяснен его «теорией пассионарности». Других вразумительных теорий этногенеза просто нет. Однако для того, чтобы добиться истинности представлений об этногенезе, надо уточнить, разъяснить и исправить некоторые положения «теории пассионарности», а также ввести новые понятия.

Прежде всего о самой «пассионарности». По Гумилеву, активность этноса зависит от количества и активности тех его членов, которых Л. Н. Гумилев называет «пассионариями». «Пассионарность», по Гумилеву, — это рецессивный наследуемый признак организма, передаваемый с генами из поколения в поколение. Поскольку «пассионарность» рецессивный признак, то со временем он заменяется другими признаками и исчезает из популяции — активность этноса убывает.

На самом деле гумилевские «пассионарии» — это люди с характером Героя-Вожака-Водолея. При этом «пассионарность» не наследуется, не является признаком, передаваемым с генами. Механизм порождения людей с тем или иным характером другой. Сила коллектива зависит от сплоченности и активности его членов, т. е. от режима, в котором живет коллектив.

Активность коллектива обеспечивается наличием в нем людей с характером Героя-Вожака — пассионариев.

Исходным моментом, «пусковым механизмом» этногенеза, по Гумилеву, является пассионарный толчок — единовременное воздействие из космоса на поверхность Земли — облучение полосы шириной около 300 км, которое происходит несколько раз за тысячелетие. Полосы облучения не совпадают. С таким предположением Гумилева можно согласиться.

Мир — целостное явление, и в нем все взаимосвязано. Человек чутко реагируют на космические явления. В первую очередь на них отзываются люди с доминирующей в организме энергетической системой, которая связана с ролью Героя-Вожака-Водолея. Возникают «пассионарные толчки», которые обновляют этнический лик планеты.

Гумилев выделяет 5 пассионарных толчков за последние 2 тысячи лет.

1. Толчок I века прошел от южной Скандинавии до африканского побережья Красного моря и поднял готов, славян, даков, христианскую Византию и аксумитов.

2. Толчок VII века прошел от южной Аравии до Кореи и Японии. Поднял арабов-мусульман, раджпутов, ботов, табгачей, корейцев и японцев.

3. Толчок VIII века прошел от северной Испании до южной Скандинавии и поднял испанцев, франков, саксов и викингов.

4. Толчок XI века прошел по Забайкалью и Приморью. Поднял монголов и чжурчженей.

5. Толчок XIII века прошел от Чудского озера до Эфиопии и поднял литовцев, великороссов, украинцев, турок-османов и эфиопов.

По Л. Н. Гумилеву, весь цикл этногенеза, если он не будет прерван раньше, обычно укладывается в 1200-1500 лет и состоит из ряда фаз:

1. инкубационная фаза (100-150 лет);

2. фаза подъема (100-150 лет);

3. акматическая фаза (200-300 лет);

4. фаза надлома (150-200 лет);

5. фаза инерции (300-400 лет);

6. фаза обскурации (100-150 лет);

7. регенерация (100-150 лет);

8. гомеостаз (конец этногенеза).