Вполне очевидно, что такой почтенный по возрасту способ ловли рыбы на движущуюся приманку, как «дорожка», сейчас переживает второе рождение. В конкуренции со спиннингом, этой изящной, мобильной и технически безукоризненной снастью, «дорожка», или, как ее на западный манер именуют, «троллинг», вобрала в себя лучшие элементы оснащения и превратилась из «попутного» метода ловли хищной рыбы в совершенно самостоятельный и подчас чрезвычайно результативный.
«А не распустить ли «дорожку»?» — наверное, такой вопрос задавали и задают себе большинство любителей рыбалки, добираясь на лодке по обширному водохранилищу или озеру к заветному месту ловли. И неважно, чем запланировано заниматься по прибытии — гонять ли кружки, «пробивать» бровку спиннингом в поисках судака и щуки, ловить ли поплавочной удочкой на кормленой «точке», — очень заманчиво попутно «зацепить» пару-тройку окуней, а если повезет, и что-нибудь посолидней. Может быть, поэтому несерьезное отношение к «дорожке» — вполне самостоятельному и интересному виду русской рыбалки — еще бытует среди многих рыболовов. А между тем российское рыболовное законодательство отнюдь не случайно ввело в свое время полный или частичный запрет на применение «дорожки» как любительской снасти в некоторых регионах страны: уловы «доро-жечников» в иных местах реально сопоставимы с добычей промысловиков. Чрезвычайно популярной «дорожка» остается у местных рыболовов, живущих у крупных водоемов, таких, как озера Селигер, Ильмень, Онежское, водохранилища Волжского бассейна. И это пристрастие обусловлено не столько относительной простотой снасти и техникой ловли (отрадно отметить, что и в отдаленных уголках России сейчас можно встретить местных рыболовов, очень достойно экипированных), сколько тем не до конца объяснимым обстоятельством, что на «дорожку» ловится более крупная рыба. Если окунь, то «горбач» от 1 до 2,5 кг и больше, щука «зашкаливает» за 12 кг, да и судак под стать — не редки экземпляры по 5—7 кг.
Неоспоримые преимущества. Две основные составляющие «дорожки» — широкая возможность поиска стоянок рыбы и допустимость применения очень крупных приманок — делают этот метод ловли подчас единственно приемлемым для трофейной рыбалки. На бескрайней водной глади больших озер и водохранилищ отыскать подводный бугор или косу пробными забросами спиннингом почти нереально. Хорошо, если есть судоходные знаки: бакены, вехи, створы, обозначающие фарватер или банки, а если их нет? Ведь не станешь же бросать якорь через каждые 100 м, дабы «веером» прощупать дно. А распустив «дорожку» за кормой ни шатко ни валко идущей лодки, есть реальная возможность «зацепить» подводную возвышенность, где, как известно, и концентрируется рыба. Разумеется, нужно ориентироваться на водоеме, учитывая береговую линию, острова и прочее. Хорошим подспорьем может оказаться примерная карта-схема водоема или советы местных рыболовов. Неоценимую услугу окажет, конечно, эхолот, но об использовании этого полезного прибора поговорим чуть позже. Главное же при поиске «вслепую» —- четкое определение глубины проводки приманки, только при этом условии можно найти изменения в рельефе дна. И тут уже выбор приманки для «дорожки» не просто личное пристрастие рыболова, а весьма определенный инструмент для определения глубины водоема.
Воблер вместо эхолота. Единственной «дорожечной» искусственной приманкой, точно держащей определенный горизонт погружения при проводке, следует признать воблер. Глубину заныривания s метрах или футах, указанную на его упаковке {вторая цифра, для троллинга), и нужно взять за точку отсчета, помня, что эту глубину можно и нужно варьировать скоростью движения лодки и длиной отпущенной лески, а также ее диаметром. Идеальными воблерами для «дорожки» являются Risto Rap и Down Deep Rattlin Fat Rap от RAPALA. Обе эти плавающие модели уверенно и стабильно идут на глубине 5,5 и 6,5 м соответственно при размере 3’/2 и 23/4 дюйма на леске 0,35 мм длиной 30 м. Скорость движения лодки при этом должна быть 1—1,5 м/с, то есть около 5 км/ч. Повторюсь — эти данные следует воспринимать как отправные, поскольку они верны в условиях тихой воды. При небольшом волнении (кото-щуки) скорость движения лодки можно увеличить. Однако идеально, с точностью до полуметра, едва ли нужно определять глубину проводки. Предположим, вы двигались приблизительно по руслу фарватера или затопленного оврага и вдруг вершинки удилищ стали хаотично кивать — не спешите делать подсечку. Скорее всего, воблер стал «ковырять» дно, значит, вы пересекли бровку и «пашете» по поливу или отмели. Это сигнал к изменению маршрута проводки. В принципе в этот метод поиска вписываются и другие приманки: блесны, «джиги», — но о реальной глубине их проводки можно только догадываться.
Снасти и оборудование. Основа «дорожки» — лодка. Она должна быть ходкой под веслами, не валкой и достаточно просторной, чтобы можно было разместить все необходимое, а самому ловцу и напарнику расположиться комфортно, ведь рыбачат обычно по несколько часов кряду.
Надувные лодки под веслами чрезвычайно тихоходны и плохо держат курс, особенно при ветре, посему от них лучше отказаться, ну разве что «Уфимка» или «Дельфин» с некоторой натяжкой могут быть признаны годными. А вот «дорожить» с надежной «надувнушки» под мотором — одно удовольствие, однако не везде разрешено. Поэтому, собираясь порыбачить с подвесным мотором на любом типе судов, справьтесь в местной рыбинспекции или бассейновом управлении о законной возможности задуманного мероприятия.
Кроме обязательных средств спасения лодка для «дорожки» должна иметь кронштейны или упоры для рабочих удилищ и место для размещения подготовленных запасных. Обычно удилища при проходке располагают с наклоном к бортам, ближе к корме. Конструкция кронштейнов может быть любой — от самой «навороченной» до простой ивовой рогульки, вставленной в уключину, но непременно должна позволять изменять положение удилища по вертикали, это даст возможность регулировать в некоторых пределах глубину проводки воблера.
Основные критерии в выборе удилища для «дорожки» — надежность и простота. Поскольку о точности и дальности заброса воблера при роспуске снасти и речи быть не может (на одном «утреннем» забросе можно проходить без поклевки целый день — и такое случается), а вываживать крупную рыбину с лодки сподручнее коротким удилищем, подберите «палку» длиной 2,1—2,4 м. Лучше пожестче, с реальным нижним тестом не менее 50 г, потому как воблер оказывает значительное сопротивление при проводке. Оставьте дома свои дорогие спиннинговые удилища — в лодке, даже надувной, всегда найдется нечто, способное ободрать бланк или свернуть набок пропускное кольцо. Разыщите где-нибудь в чулане или на балконе старое, всеми забытое удилище из монолитного стекловолокна или дюраля— оно как нельзя лучше послужит вам. Можно приобрести и современное недорогое удилище из пустотелого стекловолокна или композиции его с графитом. Очень неплохим для «дорожки» оказалось 2-коленное удилище Pike от Апико-Фиш — дешево и практично.
А вот на катушку придется раскошелиться, потому как «дорожить» с яколесом» типа «Невская», не рискуя побить пальцы, могут лишь очень увлеченные энтузиасты. Объясняется это прозаично: при ловле в одиночку приходится грести, и как-то зафиксировать барабан названной катушки просто невозможно, а трещотка не выдерживает нагрузки от сопротивления крупного воблера. Да и вдвоем, даже под мотором, удерживать барабан «колеса» пальцами, особенно при реальной хватке хорошего экземпляра и последующей подсечке, хлопотно и небезопасно. Наиболее приемлемым типом катушки для «дорожки» будет крупный простой (без лесоукладыва-теля и кучи «шаров») мультипликатор. Можно порекомендовать PENN 190 или 185 Sea Boy — надежные и мощные «лебедки», крайне неприхотливые в обслуживании и долговечные в эксплуатации. Применение дорогих Ambas-sadeur серий 4600 и обОО нежелательно — есть риск срезать зубья на малом венце пластмассовой передаточной шестерни, приводящей в движение «бесконечный» винт лесоукладывате-ля. Можно, конечно, снять «водило» с катушки, но едва ли это будет разумно. Большинство безынерционных катушек не может соперничать с «муль-том» в дорожечной снасти, лишь крупные модели надежных фирм способны составить конкуренцию «лебедкам», но при этом их цена отнюдь не пять копеек. Так что оставим такие «мясорубки» карпятникам и любителям серф-рыбалки.
Что касается лески для «дорожки», то чем тоньше и прочнее она будет, тем лучше. Глобальной разницы в игре воблера на мононити и на «плетенке» нет. Однако при равной толщине многоволоконная леска гораздо прочнее, что бывает весьма кстати, если воблер зацепился за корягу или рыбацкие сети. В пользу «плетенки» и то обстоятельство, что ее очень просто разметить, то есть сделать отметки водоустойчивым маркером сначала через первые 5 м, скажем, красного цвета, а потом через каждые 10 м черным (две метки,— 20 м, три — 30м и.т.д. до 60 м). Эта маленькая хитрость поможет четко ориентироваться в дистанции отпуска воблера. Однако удилище под «плетенку» должно быть более гибким, чем для мононити, потому как в снасти обязан быть элемент, отвечающий за амортизацию всей системы.
Абсолютно необходимыми являются две вроде бы мелочи, которые обычно забывают дома. Это отцеп и буек. Простой свинцовый отцеп-кольцо, диаметр которого должен быть таким, чтобы тело воблера с лопаткой свободно проходило сквозь него, вполне работоспособен. Воблер чаще цепляется передним тройником и освободить его с помощью увесистого, в 150—200 г, подобного снаряда довольно просто. Буек помогает ориентироваться на водоеме. Пометив им, скажем, русловый скат или подводную возвышенность, можно легко определить направление проплыва со снастью. Нелишне сразу после поклевки выбросить буй за борт — вполне вероятно, что при повторном заходе эта «точка» подарит вам еще одну рыбину. Буйков полезно иметь три-четыре. В простейшем варианте это обычная пластиковая бутылка (лучше темного цвета, более заметного при освещении) с намотанной на нее леской (или шнуром) длиной не менее 15 м и грузом в 50—100 г.
Поскольку на «дорожку» ловят, как правило, довольно крупную рыбу, имеет смысл отказаться от подсачека. Тем более что выпутывать из него два, а то и три тройника, которые попавшаяся рыбина непременно «упакует», накрутив на них всю сетку, занятие не из приятных. Прочный и острый баго-рик — хорошая альтернатива подсаче-ку, хотя брать рыбу просто рукой лично мне кажется более спортивным.
Выбор воблера. Разнообразие моделей воблеров столь велико, что выбор сделать отнюдь не просто, особенно новичкам, осваивающим «дорожку».
Можно порекомендовать использовать, кроме названных в начале статьи Rislo Rap и Down Deep Rattlin Fat Rap, такие, очень результативные модели, как Super Shad Rap и Magnum Floater-И пусть вас не смущает некоторый гигантизм этих воблеров: на Magnum длиной 18 см (!) прекрасно ловится щука даже вполне средних размеров, во всяком случае, экземпляры в 1,5 кг частенько повисают на мощных тройниках этой модели. Если вы возьмете себе за правило тащить за лодкой на двух снастях разные воблеры как по размеру, так и по глубине проводки, то шансы на поимку рыбы, тем более при поисковом плавании, существенно возрастут. Разумеется, этому возрастанию будет способствовать и использование эхолота, но, право же, не нужно пере оценивать возможности этого, без сомнения, полезного прибора. Эхолот ищет не рыбу, а дает представление об изменении рельефа дна, и этим он ценен Идентифицировать же вид рыбы, то бишь отличить стаю леща от стаи окуня, эхолот не в силах.
Однако вернемся к приманкам. Очень часто при ловле на участках с чрезмерно неровным, бугристым дном вышеназванные модели воблеров не справляются со своими обязанностями ловить рыбу. Они или «пашут» дно, собирая на крючки всякий хлам, или, при замедлении проводки, идут слишком высоко. В этом случае выручит слабозаглубляющийся воблер вроде Original Floating или даже не имеющий носовой лопасти Skitter Prop. Поставьте перед приманкой в метре-по-лутора грузило вроде «фильды» или «чечевицы», весом 30—40 г, на легко съемном кронштейне. Избегайте тройных вертлюжков и дополнительных поводков для грузила — лишние узлы на леске, какой бы она ни была прочной, значительно ослабляют всю снасть в целом. Вариант с грузилом несколько снижает чувствительность «дорожки», но зато позволяет воблеру следовать всем изгибам дна, находясь от него на рабочем расстоянии при проводке.
И последнее: при целенаправленной ловле судака не старайтесь провести воблер «впритирку» ко дну. Судак атакует добычу с упреждением и, как правило, сверху, прижимая ее ко дну, поэтому очень часто крючки воблера минуют его пасть, цепляясь за голову или жаберные крышки. Если такое повторилось раза три кряду, поставьте воблер меньшего размера и чуть замедлите скорость лодки. Судак будет хватать приманку вдогонку и подсечка будет вернее. И помните: стальной поводок длиной не менее 15 см отнюдь не будет лишним даже при крупном воб-лере, ведь никогда не предугадаешь, сбоку или спереди схватит его матерая щука.
Движение лодки. Главное правило «дорожки» — управлять приманкой только движением лодки. На больших водоемах — это аксиома, справедливая как в отношении водохранилищ и озер, так и рек. Причем на реках скорость движения лодки по течению или против не слишком разнится. Правильную скорость определяем по колебаниям вершинки удилища, и тут нужен определенный опыт. Резкое изменение курса лодки совершенно незначительно сказывается на прямолинейности маршрута движения воблера; оно лишь увеличивает его угловую скорость, что заставляет воблер уходить глубже и быстрее колебаться. В определенных случаях это бывает полезно, например, при проходе с мели на русло, заранее помеченное буйком, можно «загнать» таким маневром воблер чуть ниже верхней бровки, где, как известно, и стоит хищная рыба. Русловые скаты можно облавливать, проходя как вдоль русла, так и поперек.
Первый вариант результативен при наличии на русловых скатах протяженных «полок», то есть пологих участков дна вдоль русла, с глубиной, составляющей нечто среднее между поливом (мелью) и максимальной глубиной по руслу (фарватеру), обычно это 5—7 м. Таскать же воблер по крутой бровке дело малопродуктивное и утомительное (особенно на прямых участках русла), допустимое лишь при поиске изменений рельефа дна.
Второй вариант хорош при узком русле (или овраге, канаве и т.п.), когда «пробиваются» обе верхние бровки. При этом дистанция проходки может быть очень небольшой — 35—40 м: проходим русло, выматываем снасть, разворачиваемся на 180° и, сделав заброс воблера на 10—15 м, повторяем все до поклевки. Точно так же маневрируем и над подводными буграми. Как ни странно, но рыба не боится ни лодки, ни плеска весел, ни шума мотора, зачастую хватая воблер в каких-нибудь 10—15 м за лодкой. Правда, такое происходит при отнюдь не кристально чистой воде.
На небольших, тем более малых реках нужно управлять движением приманки не только лодкой, но и удилищем, которое в этом случае может быть и подлиннее — 2,7—3 м. С таким очень удобно, не меняя курса лодки (а это часто затруднительно или просто невозможно сделать на малых реках), провести воблер вдоль кромки подводной растительности, у коряг, выступающих камней. Именно такой вид «дорожки» приносил неплохих щучек на речке Саре, текущей в топких берегах озера Неро, что в Ярославской обл. На плесах быстрых речек Южной Карелии этот способ проводки позволял удачно ловить на мелкие плавающие воблеры язя и хариуса, а на реке Угре — жереха.
Вполне очевидно, что поименный список рыб, являющихся потенциальным трофеем «дорожки», можно значительно расширить. Например, Припяти, Волхове и Нижней Волге в на уловах дорожечников частенько бывает сом-великан, а на Онеге весьма успешно на «дорожку» ловят королеву рыбьего царства семгу, вес которой может достигать 16 кг и больше.
Заброс спиннингом ЛОВЛЯ СПИННИНГОМ Советы рыбаку